-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ѕарено

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) —верхъестественное Photos_of_Ukraine

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.02.2016
«аписей: 24
 омментариев: 6
Ќаписано: 37


»стори€ вендинговых автоматов в ———– (фотографии)

¬оскресенье, 22 јпрел€ 2018 г. 22:00 + в цитатник

ќдин из символов советского прошлого — автомат с газировкой. ѕолуча€ за три копейки сладкую воду, простые граждане даже не подозревали, что участвовали в амбициозном проекте властей ———– по автоматизации торговли.

»стори€ советской торговли сейчас часто рассматриваетс€ однобоко. ¬ основном вспоминают гигиенически чистые прилавки восьмидес€тых. ћежду тем каждый генсек ———– отметилс€ своим взгл€дом на то, как должна выгл€деть социалистическа€ система распределени€ в целом и торговл€ в частности.

Ќапример, Ќикита —ергеевич ’рущев, как только в 1957 году сконцентрировал власть в своих руках, обратил внимание, что построенна€ —талиным система слишком уж сильно опираетс€ на частника и чуждую социализму индивидуальную инициативу. ƒо войны только 59,4% товарооборота обеспечивали госмагазины, 21,6% давали кооперативы, а 19% — колхозные рынки. ѕри этом существовало мнение, что данные по рынкам, где продукцию вполне законно реализовывали самые разнообразные артели и кустари, были значительно занижены.

— легкой руки ’рущева частника стали выдавливать из жизни ———–. ѕрежде всего сократили базу дл€ свободной торговли: приусадебные и подсобные хоз€йства колхозникам запретили, начали принудительно выкупать домашний скот, в то же врем€ артели и кооперативы сделали государственными. «атем начали все больше встраивать магазины потребкооперации в систему государственной торговли.

ѕараллельно с этими процессами власти искали новые, более социалистические, способы организации розницы, которые должны были облегчить путь к коммунизму. Ќапример, магазины самообслуживани€ и торговые автоматы.

«јвтоматторг»

ѕочему-то считаетс€, что аппараты, торгующие вс€кой вс€чиной, по€вились в стране сразу после официального визита ’рущева в —Ўј в 1959 году. Ёто был первый визит руководител€ такого уровн€ в оплот капитализма и, безусловно, личные впечатлени€ генсека существенно повли€ли на реализацию множества планов. Ќо сами идеи по внедрению вендинга в стране социализма по€вились раньше.

ѕервый раз их серьезно прорабатывал еще јнастас ћико€н, который тогда занимал пост заместител€ председател€ совнаркома и заодно наркома пищевой промышленности. ¬ 1937 году он тоже побывал в —Ўј и заинтересовалс€ вопросом автоматизации. Ќа массовое внедрение торговых аппаратов ћико€н все же не решилс€, но производство установок дл€ хот-догов и гамбургеров запустил в разработку. “акой автомат даже описали в статье журнала «“ехника — ћолодежи» (є1 1938 года). ¬от только война и последовавша€ затем кампани€ по борьбе с американизмами помешали их по€влению.

  вендингу вернулись в середине п€тидес€тых и на этот раз подошли комплексно. ћинистерство торговли вначале изучило иностранный опыт. ƒл€ этого было закуплено 37 аппаратов из —Ўј и ≈вропы, причем не только из капиталистических стран. ѕ€ть систем привезли из √ƒ–. ¬ перечень купленных аппаратов попали даже весьма экзотические дл€ —оюза автоматы дл€ продажи льда и гор€чих супов.

¬ 1955 году, в качестве эксперимента, запустили два автоматических магазина: ««акусочную є9 «ћосква» в столице и ««акусочную «ƒружба» в Ћенинграде. ѕроекты работали вполне успешно. ѕо крайней мере, власти поспешили отчитатьс€, что одновременно каждое из них обсуживало 120 человек, а всего за день проходило около дес€ти тыс€ч покупателей. Ќаверное, в воображении советских начальников уже по€вилась картина из будущего, в которой вс€ торговл€ происходит без участи€ человека, а значит без воровства, жалоб на грубость и прочих недостатков.

”же в конце п€тидес€тых в ћоскве было создано объединение «јвтоматторг», которое занималось советским вендингом. Ќа пике своего развити€ только в столице в его сети работали 74 точки (кафе-мороженое, табачные и пивные магазины) и почти три тыс€чи автоматов, которые продавали газировку.

ќт газировки до парфюмерии

—казать, что торговые аппараты заполонили крупные и мелкие города, было бы преувеличением. “ем не менее, в шестидес€тых отрасль развивалась достаточно быстро, было выпущено довольно много моделей.  онструкци€ их была простой, удавалось обходитьс€ без электроники, исключительно механикой. Ѕольшинству автоматов требовались специальные жетоны, которые приобретались на кассе, но некоторые принимали монеты.

—амыми распространенными стали аппараты, продававшие газировку. ќни и сохранились почти до начала дев€ностых. –аботали автоматы от водопровода, требовалось только регул€рно пополн€ть емкость с сиропом. —такан обычной газировки стоил одну копейку, с сиропом — три. „то интересно, модели с бумажными стаканчиками не прижились. »з-за нехватки бумаги наладить их регул€рное и достаточное производство не получилось, а качество кле€ было настолько низким, что жидкость удержать они не могли. “ак что в каждом автомате сто€л обычный стекл€нный стакан.

—тавили аппараты с газировкой не только на улицах. Ќа многих заводах и фабриках их могли установить пр€мо в цехах. ќни снабжали рабочих водой. ¬ таких случа€х плата не требовалась, достаточно было нажать кнопку и выбрать, сладка€ вода нужна или обычна€.  стати, на некоторых предпри€ти€х они функционируют и поныне. ƒовольно распространены были автоматы по продаже кваса, пива и вина.  онструкционно они недалеко ушли от тех, что наливали газировку. √лавным отличием было то, что подключались они к бочкам с напитком, а дл€ работы требовалс€ жетон, который покупали в кафе или пивной, где их устанавливали.

“акже можно было встретить аппараты, которые выдавали сигареты, газеты, бутылки с растительным маслом или молоком. ”добное изобретение, учитыва€, что в отличие от магазинов работали они круглосуточно. ¬ кафе сто€ли автоматы, в которых можно было получить бутерброды. ¬ метро сто€ли машины, которые мен€ли мелочь по 5 копеек. Ќа почте такие аппараты «разбивали» монеты на двухкопеечные. √ораздо реже попадались системы, торгующие мороженым (находились в аэропорту «ƒомодедово» и на ћосковском вокзале в Ћенинграде) или брызгавшие одеколоном (можно было увидеть на ¬ƒЌ’ и возле гостиниц).

 афе-автомат

ќтдельно надо рассказать про кафе-автоматы, которые начали открывать в крупных городах. Ётот формат тоже подсмотрели в —Ўј. »х по€вление население встретило с восторгом. Ќекоторые, вроде « афе-јвтомат» на Ќевском проспекте (дом 45) в Ћенинграде, стали легендами.

«аведение на Ќевском было, по сути, бистро, которое славилось двум€ вещами: сол€нкой (вкусной тушеной капустой с сосисками) и аппаратами, выдающими всем желающим пиво и несколько видов бутербродов. „тобы получить последние, надо было бросить в щель огромного стекл€нного шкафа 15 копеек.

ќткрылось оно одним из первых, еще в 1957 году. ¬начале народ прозвал кафе «ѕулемет» или «јмериканка». ¬ этот период власти считали идеологически важным добитьс€ успеха в экспериментах с автоматизацией и за работой внимательно следили. Ќо в дальнейшем качество блюд и обслуживани€ заметно снизились и за кафе надолго закрепилось не самое благозвучное название — «√астрит». ”же в шестидес€тых автоматы стали ставить во многих пивных и закусочных. Ќо в целом развитие вендинга в —оветском —оюзе застопорилось.

Ѕез кружки и без сиропа

ѕричин падени€ интереса к автоматам можно назвать несколько. —ама€ очевидна€ — это уход с политической сцены ’рущева. Ѕез него революцию торговли мотивировать сверху стало некому. —низу, в самой системе советского общепита и розницы, заинтересованных в вендинге тоже не нашлось. јвтоматы не очень вписывались в действующие махинации и аферы. ’от€ некоторые умудр€лись зарабатывать и на газировке.

Ќапример, уже в эпоху андроповских «чисток» вскрылись факты масштабных хищений в киевском подразделении «јвтоматторга». ≈го директор и сотрудники научились подправл€ть дозировку сиропа, уменьша€ ее с п€ти граммов до трех. „тобы это было не очень заметно, заказали стаканы с более толстым дном, в результате емкость их уменьшилась на 20 граммов.

”же в шестидес€тых кафе-автоматы столкнулись с очеред€ми, и опытным путем вы€снилось, чтобыстрее обслуживали покупателей обычные люди. ј еще автоматам посто€нно не хватало тары. ¬ начале семидес€тых сто€ли не только за пивом, но еще и за кружками, позднее стали использовать даже пол-литровые банки.  роме того, технику надо было регул€рно чистить и обслуживать, например, сливать непроданное пиво. јппараты ломались, ремонт посто€нно зат€гивалс€.

”же в середине семидес€тых от амбициозного проекта остались только автоматы с газировкой. Ќо и они могли несколько дней сто€ть без сиропа. Ѕроса€ три копейки, покупатели получали обычную, а не сладкую воду. „то не прибавл€ло вендингу попул€рности. ѕивные, кафе, магазины закрылись или стали работать как обычный общепит, техника оказалась на свалке. “ам же через некоторое врем€ оказалась и вс€ советска€ система торговли.  то знает, может, первое событие ускорило второе?

источник

21.04.2018




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку